Доклад диакона Александра Корзуна
на Научно-Практической Конференции
«Проблемы Духовной Жизни Истинно-
Православной Церкви. День сегодняшний».
Синодальный Храм Архангела Рафаила
Истинно-Православной Церкви.
Город Москва. 10 марта 2024г.
Православие
Православие – учение о познании Бога. В чем отличие православия от католицизма и протестантизма? Православие – это не отдельная религия, а конфессия христианства. Поэтому православие было и остается неотъемлемой частью христианства. В 1 веке до нашей эры произошли удивительные события, можно сказать революция в сознании человечества. В этом мире мы получили заповеди блаженства, получили возможность спасения и вечной жизни. Бог умалился до человека, пришел в мир и принес в мир весть о спасении души, но не все услышали!! Исполнились древние пророчества о мессии, его ждали грозным и сокрушительным, а он въехал в Иерусалим на ослике, чтобы взойти на крест.
Мы знаем об этих событиях, они хорошо описаны в Новом Завете. Воскресение Христа из мертвых было началом христианства. Апостолы, ученики Христа, проповедовали по миру, определив, кто где будет.
Ученики Господа и последующие христиане были готовы принять мученическую смерть за Иисуса. Это ли не значит, что вера о Христе истинная? На этот вопрос у богословов любой христианской конфессии есть единственный истинный ответ – ДА! Нам всем: православным, католикам и протестантам не приходится сомневаться, что наше спасение во Христе. Почему же при таком единодушии возникли разные конфессии?
Каждый из Апостолов пошел своим путем. Апостолу Петру – Италия, Испания. Иоанну Богослову – Малая Азия, Апостол Варфоломей пошел в Азию и Армению. Апостол Фома – в Китай и Индию. Апостол Матфей – Сирия и Персия. Иаков Алфеей – в Египет. Апостол Фаддей – в Месопотамию. Апостол Симон Зиллот посетил Мавританию, Абхазию. Апостол Матфей был на Кавказе, а не берегу Адриатического моря был Апостол Марк. Апостол Филипп был в Аравии и Эфиопии. Евангелист Лука в Ливии и Египте. Апостол Павел учил в Антиохии, Малой Азии и на Кипре.
«Идите, научите все народы» — так Иисус сказал своим ученикам. Земли, на которых в последствии возникла Русь посетил Апостол Андрей Первозванный. Первыми его услышали народы Причерноморья, греческих колоний, позже и народы, населявшие побережье Днепра.
Разделение Христианства
Раскол произошел в 1054 году, однако предпосылки были ранее. Западная церковь больше говорила о нравственности и христианской морали, а Восточная о Богословии. Свою роль сыграли и политические разногласия (был Рим столица, затем Константинополь). Также сыграли роль разногласия, касающиеся языков, греческий и латинский. На Востоке больше чтили Иоанна Златоуста и Василия Великого, а на Западе – Блаженного Августина.
Официально, причиной стала Филиокве – латинское учение, согласно которому, дух святый исходил не только от отца Бога, но и от сына. Разница в толковании некоторых мест Евангелия. Так, католицизм ввел Догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии». Католики считают, что Богородица родилась непричастной к первородному греху, как обычный человек. Однако, православные христиане не могут согласиться с таким заблуждением так как, сама Дева Мария назвала Христа своим Спасителем, а он спасал от власти греха. Православие благоговейно почитает Деву Марию, но из-за ее святости и непорочности, а не из-за того, что она была изъята от последствий грехопадения. Различное Учение о спасении и оправдании. Католическая Церковь торговала индульгенциями, потому что учение воспринимало Завет, как договор.
Существовал некий список «добрых дел», которая церковь могла использовать по своему усмотрению, в том числе используя для «отпущения грехов». В православии такие идеи отрицаются, как и учение о Чистилище, как о возможности попасть в Рай, очистившись через мучения от грехов. Одно из главнейший заблуждений римско-католической церкви – это папизм. РК утверждает, что церковь возглавляет Папа Римский и Господь дал ему абсолютную власть по управлению, для католиков Римский Папа не может ошибаться, он непогрешим. В православии только церковь есть «столп и утверждение истины», а отдельный человек всегда может грешить в вере и изложить ошибочное суждение. В прошлые века, у католиков также было представление о том, что Папа Римский имеет духовную власть не только над архиерейством, но и светскую власть над правителями. Однако, сама история опровергла это учение. Этим заблуждением католицизм «присваивает Папе свойства Христовы и тем отвергает Христа (св. Игнатий Брячанинов)».
Латинский культ «Сердце Иисусова и Пресвятой Богородицы» относятся к католической церкви. Монахиня Маргарита-Мария аля Кок утверждала, что видела Иисуса, и Он научил ее почитанию Своего сердца. Православие отрицает это, как ложный, не соответствующий Духу Истины мистицизм. По той же причине, не признает и стигматы, как чудо, которое пришло в мир от Господа. Разница в таинствах: Крещение без троекратного погружения в воду, евхаристия и венчание также отличаются.
Основные положения Православия сформулированы в Символе Веры. Православие признает Священное Писание и Священное Придание. У протестантов только Священное Писание. Разные таинства и отношения к ним. Протестанты считают, что Бог открывает истину не только Папе Римскому, а каждому человеку и истина открывается каждому его рассудком(принцип-«как понимаешь ,так и делай»), а не верой и одного Священного Писания достаточно, принцип Sola Scriptura. Протестантизм своим бесчисленным количеством пасторов уничтожил церковь. Православие считает, что Священное Писание неотделимо от Священного Придания, и тексты Писания «Богодухновенные». Сам Апостол Петр свидетельствует, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым». Соответственно, только Святые Отцы, движимые тем же Святым Духом, могут открыть человеку истинное понимание слова Божьего. В Новом Завете нет текстов, которые писал бы Иисус, но евангелистов вдохновлял Святой Дух.
Святой Феофан Затворник сказал непреложную истину: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те, все прибавляют, а эти убавляют. Католики помутили Апостольское придание. Протестанты взялись поправить дело – и еще хуже сделали. У католиков 1 Папа, а у протестантов, что не протестант, то Папа». Поэтому, все, кому действительно, интересна истина, а не свои домыслы, приходят в православную церковь.
Мировое православие в светской религиоведческой классификации делится на:
- Мировое (вселенское православие) – 4 из 5 Патриархов древней Пентархии:
- Констанинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский (церкви, собственно, греко-византийкой традиции, на ряду с церковью Кипра, особый статус которых в неразделенной христианской церкви закреплен Постановлением Вселенских Соборов и находящиеся в Евхаристическом общении). (то есть признаны как православные).
- Поместные (автокефальные) церкви. Существующий порядок старшинства, чести поместных церквей возник после Вселенского раскола в 1054 году. Идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата. С начала 2019 года – 13 автокефальных церквей:
- Констанинопольская
- Александрийская
- Антиохийская
- Иерусалимская
- Русская
- Сербская
- Румынская
- Болгарская
- Грузинская
- Кипрская
- Элладская (греческая)
- Польская
- Албанская
- Чешских земель и Словакии
Древне-Восточная Православная церковь
Или, как иначе говорят, Нехалкидонские церкви – это монофизитские церкви. В настоящее время, это заблуждение исповедуют так называемые Восточные церкви: Коптская, Армянская, Эфиопская, Сирийская и Маланкарская церковь Индии. Официально, они не называют себя монофизитами, хотя почитают тех, кто изобрел монофизитское заблуждение, как святых. Суть этой ереси, что у Иисуса Христа только одна природа (или Божественная, либо богочеловеская природа). А истина в том, что Господь Иисус Христос есть одновременно истинный Бог и истинный человек. Господь называет себя и «сыном Божиим и сыном человеческим». Как Бог он воскрешает мертвых, повелевает бурей, а как человек ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.
История Православия
- Ранняя церковь. Это маленькая секта внутри Иудейства христиан в Иерусалиме. Это также крещение в воде, новое рождение, крещение вводит в новую жизнь, Царствие Божие. Царство постигается только верой. «Род, избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать Совершенство призвавшего Вас из тьмы в чудный свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» — Вот определение церкви, которое мы найдем в первом послании Петра. Иерусалимская община — идеальная община христиан, единство людей в любви к друг другу. Единство, которое не разрушено грехом, то есть себялюбием и отпадением от Бога, а в Боге вновь обретают единство друг с другом. Существовал конфликт между христианами и иудейскими религиозными властями – это толчок к распространению веры. Распространение веры происходит, вначале, только внутри еврейских общин. Земная жизнь церкви начинается с гонений, только напряжен ием верности совершенствовалось расширение человеческого сознания, и оно становится способным принять дар. Поэтому, гонения в Иерусалиме — это указания христиан выйти за пределы иудейства и нести проповеди о Христе всему миру. До Апостола Павла, христианство было внутриеврейским вопросом. Апостол Павел, станет Апостолом язычников, то есть евреи часто отвергают веру в Христа, Павел не отрицает ценность Ветхого Завета. Он посвятил всю свою жизнь Служению Слова, плоды его жизни – сеть церквей в малой Азии, Греции. Почему же произошли гонения просвещенного Рима на христиан? Для античного человека, религия вопрос не личного выбора, а дело семьи, рода, государства. В религии, человек ощущал национально-политическую скрепу, источник и санкцию человеческого общества со всеми его законами. Отказаться от своих богов, означало отказаться от своей семьи, своего народа, родины. Его личная вера или неверие немало не касались религии, так как сама религия не была вопросом истины, но всего лишь признанием существующего строя. И вот от этого всего отказались христиане. Это не был бунт, не осуждение государства как такового и даже не сопротивление отдельным его дефектам и порокам. Они могли молиться за императора, за власть и за родину. Но они не могли исполнить 2 требований: признать императора «Господом (означало абсолютного хозяина и владыку)». Однако, для христиан весь смысл веры был в том, что в мир пришел единственный, настоящий Господь – Иисус Христос). Бог отдал Ему всю власть над миром и это звучало как вызов миру. Христиане принимали и государство, и общество, но только в ту меру, в которую они не ограничивали господство Христа, не заглушали исповедания Царства. Ибо Царство Божие пришло и открылось в мире и отныне оно одно есть единственное мерило истории и человеческой жизни. Отвержение одного титула вскрыло глубочайший конфликт: борьбу церкви не против мира, а за мир, за приведение его к Царю, своим Царством принесшего Ему спасения. Гонения начались не сразу, сначала с Рима, а потом с гонений на Апостолов, а затем за признание что ты христианин. В течение первых двухсот лет, жизнь церкви измеряется кровью мучеников. Конфликт с Римской Империей самой Церковью осознается не как трагическое недоразумение, а как исполнение обещания Спасителя: «В мире печальны будете, но мужайтесь: я победил мир». Для нее гонения – лучший залог победы. Первое Евангелие появилось через 100 лет от рождества Христова(официально для служения в таинствах), а во втором столетии совершается соединение их в четверо Евангелие. В Евангелие люди, в отличие от людей нашего времени, искали и находили не историческую точность, а правду о Христе – правду историческую и духовную.
Победа Христианства начинается с признанием императором Константином главенствующей роли Православия в жизни Империи. Константин был продуктом эволюции сознания, между римским принципатом и теократической монархии, где император – звено между Богом и миром. А государство, земное, отображение небесного закона. Чем больше сближался мир с церковью и проникал в ее внутреннюю жизнь, тем более в самой церкви усиливалось внутреннее выделение тех, кто стремился жить по мере Евангельского максимализма. Сама теократическая монархия вышла из языческого поклонения Богу солнца (государственная религия Римской Империи). Христианство Константина — это многовековое трагическое недоразумение между теократической империей и церковью. В результате этого возникают множественные расколы внутри христианства.
В истории это 325 год – Никейский Собор против ереси Ария, «Принятие Единосущее в Троице». 431 год Ефесский Собор ересь о Богородице и отрицание в Христе богочеловека. Появление монофизитства. 449 Ефесский Собор – это» Разбойничий» Собор, под знаком террора. 451 год Халкидонский Собор – общеобязательное вселенское вероопределение.
Появление Цезаропапизма способствует создание «имперского центра церкви», возле Императора Византии. Этот церковный штаб стремится влиять на церкви при посредстве Императора. Ярким проявлением цезаропапизма в истории, является идея «Симфоний» при императоре Юстиниане. Он говорил: «есть 2 величайших блага – дары милости Всевышнего людям – священство и царство. Каждое из этих благ, дарованных людям, установлено Богом, имеет свое собственное назначение. Однако, исходя из одного и того же начала, оно и проявляется в единении, совместной деятельности».
Следует особо отметить на историческом возвышении православия «русскую главу». Русское православие часто противополагали какому-то другому: греческому или восточному. Для России православие имеет исключительное и ни с чем несравнимое значение в исторической судьбе.
Официальная история православия начинается с Владимира Святого. Киевское христианство для русского религиозного сознания – это значение образца, золотой меры, царского пути. Оно было воспринято на Руси как Евангельский идеал, святость, прежде всего монашеская, восточно-христианский путь к небесному отечеству. Примеры: Князья Страстотерпцы Борис и Глеб, святые Кирилл Туровский, Феодосий Печерский – борцы с язычеством, борцы за нравственное перерождение своей паствы, аскеза преподобного Феодосия Великого. В Киеве создается духовный центр, который наложил глубокую печать не только на киевский, но и на последующие периоды русской религиозности. В отношениях церкви и государства небывалая в истории православия гармония, при чем в начальном периоде Византийская Симфония действует под знаком влияния церкви, а не государства. Церковный устав Владимира Святого расширяет сферы церковного суда, ему переходят семейные дела, церковь может успешней действовать в перерождении общества. Важно постоянное принятие князями советов от руководства церкви, признание в ней авторитета совести. История православной России начинается с христианского максимализма, с подлинной переоценки ценностей в свете Евангельской истины. После периода киевской Руси следует упадок православия в России.
Изменение церковно-государственных отношений связано со страшным нравственным упадком, который повлеко за собой монгольское иго. Произошло глубокое огрубение русского характера, отравление его татарщиной. В образе Преподобного Сергия Радонежского 1320-1392 год воскресает православная Святость. Во всей ее полноте, во всем ее свете. От ухода в пустыню, через физическую аскезу, самораспятие, смирение, преподобный Сергий повторяет путь всех великих свидетелей православия, с первых его веков. Все это сделало его средоточием русского православия в темные годы его истории. С Иоанном Грозным трагедия московского православия достигает своего предела. Его царствие завершает развитие русской теократии. В этот период происходит разделение Святой Руси с Русью великодержавной. Не умирает и настоящая жажда святости, может быть в эту эпоху огрубения, понижения нравственного уровня, отрыва внешнего благочестия и благолепия от их нравственного и богословского вдохновения идеалом всего общества становится абсолютная святость. Это эпоха северных подвижников – Святой Александр Свирский, Засима, Савватий, Герман Соловецкий, Антоний Ссийский и тд.
В истории русского православия – московский период знаменует глубокий перелом, кризис и разделение. Поп перестает быть главой, отцом, пастырем общины, и, поэтому, живые души ищут утоления своей духовной жажды у старцев, святых, отшельников. В свете этого кризиса можно толковать и век смуты. Отношение церкви и царства обостряется: от патриотического служения патриарха Гермогена и Троице-Сергиевой Лавры в смутное время, через своеобразный папоцезаризм патриарха Филарета и Никона и раскола. В Москву все очевиднее проникает атмосфера западного абсолютизма. Разрыв Никона с царем повторяет в России западный спор. Спор о «власти» прежде всего. Этот раскол делает неизбежным торжество абсолютизма при Петре Великом. Государство берет на себя безраздельную задачу попечения о религиозном и духовном благополучии народа. В Россию вносятся основные принципы протестантизма, его понимание, взаимоотношение церкви и государства, в котором церковь видимая или земная. Церковь приобретает оттенок какого-то анахронизма. Синодальный период отмечен возрождением монашества в России и новым незабываемым расцветом святости. 18 век – святитель Тихон Задонский, начало 19 века Преподобный Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни.Конец синоидальному периоду и восстановлению Патриаршества произошел в 1917-1918 г.на Московском Священном Соборе(Патриарх Тихон).
Еще более страшный излом в истории православия России произошел в 20 веке – это большевизм. Богоборческая власть попыталась разрушить православную церковь и уничтожить Веру. Именно в это время берет начало ИПЦ с движения ревнителей православия, предводительствуемых Митрополитом Ленинградским, Петроградским Иосифом (Петровых), которые на Рождество 1927-1928 года отложились от ново созданной (в мае 1927 года) Московской Патриархии, которая контролировалась ОГПУ. Именно Митрополит Иосиф и дал новому движению его известное название ИПЦ. Начиная с 1928 года по 40е года продолжилось уничтожение ИПЦ советской властью. С 90х годов в России произошли изменения, однако Московская Патриархия не стала предпринимать шагов в сторону восстановления в Российской Церкви канонического строя, определенного Московским Священным Собором 1917-1918 год, что для ревнителей православия в России сделало невозможным иметь с ней каноническое общение.
С другой стороны, ревнители православия в России, будучи приверженцами идеалов исторической Истинно-Православной Церкви, получили возможность восстановить в ней апостольское преемство ее иерархии, что и было осуществлено в 1996-1997 годах. Священный Синод Истинно-Православной Церкви, образованный в 2003 г. из вошедших в нее епископов, получил надлежащую регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве централизованной религиозной организации. В 2004-2005 г. Истинно-Православная Церковь провела свой Поместный Собор, на котором подтвердила верность определениям Московского Священного Собора 1917-1918 гт. в качестве норм своего самоуправления. Истинно-Православная Церковь, предводительствуемая Архиепископом Московским, Митрополитом Всероссийским Серафимом, открыта к диалогу и сотрудничеству со всеми разрозненными остатками исторической Православной Российской Церкви в деле ее воссоздания на каноническом фундаменте определений Московского Священного Собора 1917-1918 годов.
В современном церковном сознании прошлое больше давит и сковывает, нежели творчески претворяется в верность подлинному преданию. Надо оценивать прошлое и различать в нем истину. Частичное, одностороннее, даже извращенное, выдается подчас за суть православия. Православное сознание всегда исторично, включает в себя прошлое. Христос «вчера и сегодня и во веки тот же» и сила церкви не в прошлом, настоящем или будущем, а во Христе.